«Не так сложно приобрести оборудование.
Нужны люди, которые умеют им пользоваться»

Илья Тонких — международный эксперт WorldSkills Russia в компетенции «Токарные работы на станках с ЧПУ»

Автономная некоммерческая организация, которая занимается развитием и популяризацией рабочих профессий.

Илья Тонких — международный эксперт WorldSkills Russia в компетенции «Токарные работы на станках с ЧПУ»

В будущем рабочим придется учиться в течение всей жизни. Как изменится образование и что будут делать люди, когда суперсовременные станки научатся работать почти без их участия?

Раньше мастерам гораздо чаще говорили: «У тебя золотые руки». Токарь, например, используя свое внутреннее чутье, опыт, рассчитав физические усилия, мог изготовить на станке точную деталь, добившись нужной шероховатости. Так было в том случае, если токари работали на так называемых универсальных станках, которые управлялись вручную. На одного мастера приходился один станок. С 1980-х в нашей стране стали массово использоваться токарные и фрезерные станки с числовым программным управлением (ЧПУ). Зная и понимая, как обрабатываются металлы (эти навыки никуда не делись), мастера задавали нужную программу, и станок изготавливал десятки, сотни или тысячи деталей. Сегодня такие профессии, как токарь-универсал и фрезеровщик-универсал, уже вымирают.

Современные молодые специалисты растут со смартфонами в руках, поэтому им гораздо проще задать программу и получить готовый результат, чем делать что-то руками.

Если ранее мы работали по схеме «один станок — один токарь», лет 5–10 назад — «один станок с ЧПУ — один оператор», то сейчас все чаще встречается схема «несколько станков с ЧПУ — один специалист». Сегодня один специалист может настроить станок, который будет работать по заданной программе, и сразу же приступать к настройке следующего.

Если ранее мы работали по схеме «один станок — один токарь», лет 5–10 назад — «один станок с ЧПУ — один оператор», то сейчас все чаще встречается схема «несколько станков с ЧПУ — один специалист». Сегодня один специалист может настроить станок, который будет работать по заданной программе, и сразу же приступать к настройке следующего.

В будущем появятся более глубокие системы интеграции, позволяющие механизмам на предприятии работать в связке без участия человека. Задача людей здесь — придумывать, как эти механизмы будут взаимодействовать. Поэтому, скорее всего, произойдет перераспределение ролей на производстве.

Развитие технологий требует совершенствования и образовательной составляющей. В настоящее время актуальна дуальная система, которая предполагает связку образования с промышленностью. Во время обучения в колледже, техникуме студент уже проходит практику на предприятии, и после окончания учебного заведения он уже знаком с производством. При устройстве на работу его не нужно обучать, он может сразу вставать к станку и приносить прибыль. Но через три-четыре года его знания уже перестанут быть актуальными. В эпоху цифровизации навыки очень быстро устаревают. Поэтому третьим компонентом в дополнение к дуальной системе должно стать регулярное обновление навыков, знаний, умений в течение всей профессиональной жизни.

Для этой цели на предприятиях должны появиться специальные отделы по взаимодействию с учебными заведениями, которые бы в свою очередь и занимались повышением квалификации сотрудников по передовым мировым стандартам.

Важно отметить, что учебные заведения всегда должны быть на шаг впереди, им нужно предопределять потребности производств. Сегодня представители образовательных организаций ждут от предприятий информацию о тех специалистах и специальностях, которые им нужны. Но это неверно.

Важно отметить, что учебные заведения всегда должны быть на шаг впереди, им нужно предопределять потребности производств. Сегодня представители образовательных организаций ждут от предприятий информацию о тех специалистах и специальностях, которые им нужны. Но это неверно.

Ни одно предприятие не предоставит перечень специалистов и их конкретных навыков, которые будут необходимы компании через три-четыре года, когда студент окончит учебное заведение. К тому времени технологии поменяются, а на заводе появится новое оборудование. Поэтому колледжи, техникумы сами должны отлично разбираться в современных тенденциях, чтобы готовить востребованных в будущем специалистов.

В вопросе применения станков с ЧПУ мы, конечно, немного отстаем от ведущих стран мира. В России около 20% производственных мощностей переведено на станки с ЧПУ. Много времени мы потеряли после распада СССР: 15–20 лет не было ни качественной подготовки кадров, ни необходимого оборудования. Сейчас активно догоняем передовые страны. Я считаю, что у нас есть хороший шанс встать с ними в один ряд и сразу перенять самые современные технологии. Если сегодня мы начнем эту работу, то сравняемся с самыми современными международными компаниями. Такие примеры в России уже есть. Нет ничего невозможного, нужна динамика. Не так сложно приобрести оборудование. Необходимы люди, которые знают, как им пользоваться.

Следующая история